Обязательная маркировка пива в 2023 году

В 2023 году в России начинает действовать маркировка пива и слабоалкогольных напитков. Производители обязаны наносить на продукцию код маркировки, а продавцы – сообщать о его выбытии в системе «Честный ЗНАК». Движение товаров между участниками оборота отражается в ЕГАИС, как и прежде. Также сохраняются акты списания и декларации. Правила маркировки пива и слабоалкогольных напитков утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.11.22 № 2173.

Какие товары попадают под обязательную маркировку

Подлежат маркировке:

  • Пиво солодовое и напитки, изготавливаемые на основе пива (напитки пивные).
  • Сидр и грушевый сидр.
  • Прочие напитки сброженные игристые и неигристые с фактической концентрацией спирта не более 7 процентов, в том числе медовуха.
Наименование Код по ОКПД2 Код ТН ВЭД ЕАЭС
Пиво крепостью от 0,5 до 8,6% включительно 11.05.10.120 2203 00
Пиво крепостью свыше 8,6% 11.05.10.130 2203 00
Напитки, изготавливаемые на основе пива 11.05.10.160 2206 00
Сидр 11.03.10.211

2206 00 310 0

2206 00 510 0

2206 00 810 0

Пуаре 11.03.10.212

2206 00 310 0

2206 00 510 0

2206 00 810 0

Напитки слабоалкогольные брожения 11.03.10.210

2206 00 390 1

2206 00 590 1

2206 00 890 1

Этапы маркировки

С 1 марта 2023 года все участники оборота пива могут зарегистрироваться в системе «Честный знак». Но дата начала обязательной маркировки будет зависеть от их роли на рынке, а также от того, что именно они продают. Точнее, в какой упаковке.

Производители и импортеры маркируют (наносят и передают в систему «Честный ЗНАК» сведения о нанесении кодов маркировки):

  • с 1 апреля 2023 года – пиво и слабоалкогольные напитки в кегах;
  • с 1 октября 2023 года – пиво и слабоалкогольные напитки в упаковках ПЭТ и стеклянной таре;
  • с 15 января 2024 года – пиво и слабоалкогольные напитки в алюминиевых банках.

Розница передает через кассу сведения в систему «Честный ЗНАК» и налоговую о выбытии из оборота пива и слабоалкогольных напитков:

  • с 15 января 2024 года – при продаже в розлив из кегов. Необходимо отправлять данные о постановке и снятии кега с разливного крана. В кассовом чеке указывается объем проданного из кега пива;
  • с 1 июня 2024 года – при продаже в упаковках ПЭТ, стеклянных бутылках и алюминиевых банках. В чеке указывается код маркировки.

С некоторых пор нельзя будет ввезти в Россию пиво без маркировки из стран ЕАЭС. Сроки:

  • немаркированное пиво в кегах запрещено ввозить с 01.04.2023,
  • в стеклянной или полимерной потребительской таре – с 01.10.2023,
  • в другой упаковке – с 15.01.2024.

Запрет на оборот распространяется на пиво и прочие подлежащие маркировке напитки, которые произведены позже указанных дат. Если продукция произведена раньше и не была промаркирована, то ее оборот сразу не запрещается.

Так, напиток без маркировки в кегах может находиться в обороте до 01.04.2024, а в потребительской упаковке – до 15.01.2025. После наступления указанных сроков на рынке не должно остаться немаркированного пива в соответствующей таре.

Состав кода маркировки

Код маркировки пивных напитков включает четыре группы данных:

  1. Код товара (GTIN). Идентификатор применения AI=«01», состоит из 14 цифр.
  2. Серийный номер. Идентификатор применения AI=«21», состоит из 7 символов (цифр, строчных и прописных букв латинского алфавита, а также специальных знаков). Завершается символом-разделителем FNC1 (ASCII 29). При самостоятельной генерации серийных номеров участник оборота должен добавить серийный номер, состоящий из 6 символов + код страны, который проставляется сервером эмиссии и указывается перед полученным серийным номером.
  3. Код проверки. Идентификатор применения AI — «93». Код проверки состоит из 4 символов (цифр, строчных и прописных букв латинского алфавита, а также специальных знаков).
  4. Объем. Идентификатор применения AI — «335Y» (допустимые значения AI: «3350», «3351», «3352», «3353», «3354», «3355», «3356»). Эта группа данных состоит из 6 цифр и передает объем продукции в литрах. Десятичная точка предполагается (но не указывается) после Y знаков для дробных значений. Указывать объем следует, только если одна и та же продукция с одинаковым кодом товара (GTIN) представлена в разном объеме и только при отправке отчетов о нанесении КМ.

Как подготовиться к маркировке

Если вы продавец и ещё не работаете с маркированными товарами:

  • Внедрить электронный документооборот. Для этого получить электронную подпись (УКЭП) в Удостоверяющих центрах ФНС.
  • Зарегистрироваться в системе «Честный знак» и создать личный кабинет.
  • Убедиться, что онлайн-касса соответствует 54-ФЗ. Возможно, понадобится дополнительное ПО.
  • Подключиться к сервису ЭДО, если ещё не сделали этого.
  • Купить оборудование для считывания кодов и компьютер для обмена УПД с поставщиками, научить персонал всем этим пользоваться.

Как подготовиться к маркировке товаров розничным магазинам

Розничные магазины и предприятия общественного питания отвечают за вывод маркированного пива и слабоалкогольной продукции из оборота при продаже.

Для этого понадобятся:

  • Онлайн-касса, которая умеет работать с маркированными товарами и поддерживает ФФД 1.2.
  • Обновленное кассовое ПО, которое обеспечивает работу с маркированными пивом и слабоалкогольными напитками.
  • Дополнительное соглашение с ОФД, которое позволит оператору передавать данные о выбытии маркированных товаров в систему маркировки.
  • 2D-сканер для считывания кодов маркировки.

Штрафы

За нарушение правил маркировки предусмотрены крупные штрафы (п. 3 и п. 4 ст. 15.12 КоАП). Если производить пиво и не наносить на упаковку уникальные коды, организацию оштрафуют на сумму 200 000–300 000 ₽ с конфискацией всей партии. Но к ответственности могут привлечь и других участников оборота. Например, продажа, покупка с целью сбыта, перевозка, хранение немаркированного пива грозят организации штрафом 300 000–500 000 ₽ с конфискацией продукции.