1 декабря 2023 года в России запускают обязательную маркировку безалкогольных напитков. Участникам оборота предстоит зарегистрироваться на портале «Честный знак», маркировать товары и сообщать о нанесенных кодах в систему мониторинга. Сроки внедрения отличаются для разных видов напитков и типов упаковки.
Обязательную маркировку безалкогольных напитков будут вводить постепенно для различных категорий напитков и участников рынка — их обязанности, связанные с маркировкой, будут различаться.
С 1 декабря 2023 года обязательная маркировка начнет действовать:
- Для производителей и импортеров, которые к 1 декабря 2023 года должны описать свои товары в национальном каталоге информационной системы Честный ЗНАК, отладить процессы заказа, оплаты кодов маркировки, их нанесения на упаковку, а также отправки в систему маркировки сведений о вводе продукции (товаров) в оборот.
- Для всех видов безалкогольных напитков, которые упакованы в полимерную упаковку и в стеклянную тару, кроме соков, нектаров, морсов и напитков на растительном сырье.
Продукция, подлежащая маркировке:
- Питьевая и минеральная вода с ароматизаторами и другими добавками;
- Энергетики и тонизирующие напитки;
- Газированные и негазированные напитки, в том числе со вкусо-ароматическими добавками и (или) с соками;
- Напитки на растительном сырье (ореховые, зерновые, бобовые и прочие);
- Сокосодержащие напитки, нектары, соки;
- Квасные напитки, квасы с содержанием спирта до 1,2% включительно.
Полный перечень безалкогольных напитков с соответствующими им кодами ТН ВЭД ЕАЭС и ОКПД2 представлен в нашей статье.
Этапы введения обязательной маркировки безалкогольных напитков
Второй этап введения обязательной маркировки безалкогольных напитков будет запущен 1 марта 2024 года. С этой даты маркировка затронет производителей и импортеров всех видов безалкогольных напитков, которые упакованы в полимерную и алюминиевую тару, за исключением соков, нектаров, морсов и напитков на растительном сырье. При этом российские производители, выпускающие маркируемую продукцию, которая относится к подакцизной, с 1 марта 2024 года, помимо прочих обязанностей, должны передавать в систему маркировки сведения в рамках объемно-сортового учета.
На следующем третьем этапе, который также коснется пока только производителей и импортеров, обязательной маркировке будут подлежать все оставшиеся виды безалкогольных напитков из обязательного перечня и уже независимо от упаковки (тары). Этот этап начнется c 1 июня 2024 года. Если маркируемая с этой даты продукция будет относиться к подакцизной, у российских производителей опять же появится обязанность передавать в систему маркировки сведения в рамках объемно-сортового учета.
К датам начала второго и третьего этапа производители и импортеры, на которых распространит свое действие обязательная маркировка, должны описать товары в национальном каталоге, отладить процессы работы с маркируемым товаром и подготовиться к передаче сведений в систему «Честный ЗНАК».
Остальные этапы введения обязательной маркировки безалкогольных напитков
- С 5 ноября 2024 года все участники оборота обязаны сканировать коды маркировки и передавать сведения о розничных продажах (с применением ККТ) безалкогольных напитков в стеклянной таре, в алюминиевых и полимерных банках, а также в полимерной упаковке. Исключение — соки, нектары, морсы и напитки на растительном сырье;
- С 1 марта 2025 года все участники оборота обязаны сканировать коды маркировки и передавать сведения о розничных продажах (с применением ККТ) всех видов безалкогольных напитков, независимо от вида упаковки (тары);
- С 5 ноября 2024 года вводится объемно-сортовой учет, поэтому у всех участников рынка маркированных безалкогольных напитков появляется обязанность передавать сведения об обороте и выводе из оборота этой категории продукции. К этому моменту должен быть налажен электронный документооборот между участниками рынка;
- С 1 марта 2026 года вводится поэкземплярный учет маркированных безалкогольных напитков и обязанность для всех участников рынка передавать сведения об обороте каждой единицы товара в систему маркировки. К этой дате участники рынка должны наладить между собой электронный документооборот в процессах отгрузки и приемки маркированных безалкогольных напитков.
Что необходимо сделать участникам оборота для начала работы с системой маркировки
Если компания или ИП еще не зарегистрированы в системе маркировки, необходимо:
- Получить квалифицированный сертификат электронной подписи в удостоверяющем центре ФНС или у его доверенного лица, а для сотрудников, которые будут работать в системе маркировки, — в коммерческом удостоверяющем центре с аккредитацией Минцифры. При наличии действующих сертификатов ключа проверки электронной подписи получать их повторно не нужно;
- Пройти регистрацию в системе маркировки;
- Приобрести необходимое оборудование и программное обеспечение для работы с электронной подписью, кодами маркировки и электронными документами;
- Протестировать и наладить рабочие процессы, связанные с оборотом маркированных товаров, электронным документооборотом между участниками рынка, а также с передачей обязательных сведений в систему маркировки.
Если компания или ИП уже работают в системе маркировки, но это связано с оборотом других товаров, необходимо через личный кабинет добавить новую товарную категорию — «безалкогольные напитки». Компании и ИП, которые планируют выход на рынок безалкогольных напитков после 1 декабря 2023 года, должны пройти регистрацию либо с этой даты, либо в течение 7 дней после начала работы с этой категорией товаров.
Что нужно сделать производителям
После регистрации в системе «Честный ЗНАК» производители должны описать свои товары в Национальном каталоге (для этого нужно быть членом Ассоциации ГС1 РУС) и получить GTIN — международный код маркировки и учета логистических единиц. На его основе формируются коды Data Matrix — производитель заказывает их через личный кабинет на сайте Честный ЗНАК. Затем — распечатывает на принтере и наносит на бутылки или банки с безалкогольными напитками. Вводит коды в оборот — передает соответствующие данные в «Честный ЗНАК».
Что нужно сделать рознице
До 1 марта 2026 года розница принимает безалкогольные напитки партиями — ведет объемно-сортовой учет. При этом проданные товары поштучно выводит из оборота через онлайн-кассу. В магазине нужно установить ККТ с поддержкой ФФД 1.2, 2D-сканер, способный считывать коды Data Matrix. Кроме того, понадобится заключить договор с оператором фискальных данных (ОФД), чтобы тот передавал в Честный ЗНАК сведения о проданных соках, квасе, морсе, сладкой воде и пр. напитках с маркировкой.
Обратите внимание, что аналогичные требования действуют для предприятий общественного питания (ресторанов, кафе и т. д.), которые продают безалкогольные напитки в розницу.