Маркировка рекламы и штрафы

В апреле мы уже писали про маркировку рекламы, которая стартует с 1 сентября. Разбираемся еще раз, что изменится и чего можно ожидать.


Сайт компании рекламой не признается.

Что касается информации, размещаемой на сайтах, есть идея не признавать ее рекламой, и ФАС даже разработала законопроект. Но он пока не принят и даже не внесен в Госдуму. В проекте предлагается не считать рекламой информацию на сайтах производителей и продавцов, а также в агрегаторах и поисковиках (если это не продвижение товара или услуги, а информирование).

То есть, сайт рекламой не признается, но если на сайте будет баннер про акцию на отдельный товар / услугу — его ФАС теоретически может признать рекламой.
При этом Волгоградское УФАС ссылается на этот проект в ответе (как на позицию ФАС) и пишет, что ФАС не считает рекламой информацию об акциях. Ответы Роскомнадзора на вопросы участников рынка интернет-рекламы можно почитать здесь.

«МСП часто использует кроссмаркетинг — партнеримся и сами рекламируем друг друга, так как нет денег на продвижение в Яндексе или других рекламных площадках. А теперь есть вероятность попасть с такой рекламой друг друга на большие штрафы», — говорит Ляля Садыкова, основательница сети салонов красоты «Лаки Лайк» и парикмахерских «Бигуди».

Юрист Наталья Горячая, основатель сервиса «Делаем бизнес вместе», считает, что да, такие штрафы возможны, если среди своих услуг выделяете одну на фоне других.

С 1 сентября 2023 года за отсутствие маркировки рекламы в Интернете начнут штрафовать.

Если использовать общие формулировки, то подлежит маркировке все, что:

  1. распространяется любым способом, в любой форме и с использованием любых средств;
  2. адресовано неопределенному кругу лиц;
  3. направлено на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В частности и не исключая:

  • рекламные объявления на сторонних площадках, контекстная, таргетированная, в поисковой выдаче и иные другие форматы рекламы, за которую вы платите;
  • картинки, интеграции, встроенные блоки в онлайн-трансляции, всплывающие окна на сторонних сайтах и на собственном сайте, и на страницах в социальных сетях;
  • ссылки, включая гиперссылки, QR-коды, ведущие на сторонние ресурсы, привлекающие пользователей на рекламируемый объект;
  • нативная, бесплатная, бартерная реклама своих продуктов и чужих продуктов, где идет выделение одного или нескольких по сравнению с общим перечнем продуктов.

Партнерские интеграции (партнерские ссылки и т.п., которые часто используют телеграм-каналы), обмен постами, посевы отзывов, статьи в СМИ и блогах – все это реклама вне зависимости от того, за деньги или без них.

Что есть НЕ реклама:

  • социальная реклама;
  • размещаемые на своих сайтах и страницах социальных сетей сообщения о продуктах, услугах, работах при условии отсутствия выделения какой-то из них;
  • рассылки по электронной почте, sms и push-уведомления по собственной базе клиентов;
  • реклама в составе радиопередач, которая отображается в Интернете без изменений;
  • реклама в составе телепередач, которая отображается в Интернете без изменений;
  • упоминания на других сайтах и СМИ о вашем бизнесе в информационном ключе;
  • упоминание вашего бренда где-то на стороне, которое сделано не по вашей инициативе, не по вашему заказу;
  • аналитические материалы, информация, справочные материалы, которые не имеют в качестве основной цели продвижение вашего продукта на рынке;
  • упоминания о продукте, органично интегрированные в произведения искусства, литературы, науки и не являющиеся сведениями рекламного характера;
  • пресс-релизы по итогам событий, комментарии событий, изменения в законах и их влияние на деятельность субъектов предпринимательской деятельности.

Операторы рекламных данных приводят такой список того, что подвергается маркировке:

  • статичные баннеры (при этом каждый вариант отображения должен быть промаркирован собственным токеном);
  • видеореклама, вертикальное видео, видеобаннеры;
  • карусель (показ нескольких слайдов с картинками в одном объявлении в социальных сетях);
  • промопосты в соцсетях;
  • тизеры.

Профессионалы рынка рекламы считают, что закон о маркировки рекламе сильно недоработан.

«В том числе, по моему мнению, недоработан и по причине отсутствия при его разработке специалистов именно из этой отрасли, — говорит Андрей Капитонов, владелец рекламного агентства «Капитан». — По Закону нужно маркировать рекламу и передавать данные о ней в ЕРИР — Единый реестр интернет-рекламы. В реестре хранят все данные о рекламе: кто ее распространяет, где ее размещают, сколько денег на это потрачено и так далее. На практике еще долго будет недопонимание какую именно и где рекламу нужно маркировать.

За распространение рекламы в интернете без идентификатора или с нарушением требований к его размещению начнут привлекать к административной ответственности с 1 сентября 2023 года.

Штрафы составят:

  • для должностных лиц – от 100 тыс. до 200 тыс. руб.,
  • для компаний – от 200 тыс. до 500 тыс. руб.

Введут и другие денежные санкции за нарушения в сфере интернет-рекламы (ст. 1 Закона от 24.06.2023 № 274-ФЗ).