В апреле мы уже писали про маркировку рекламы, которая стартует с 1 сентября. Разбираемся еще раз, что изменится и чего можно ожидать.
Сайт компании рекламой не признается.
Что касается информации, размещаемой на сайтах, есть идея не признавать ее рекламой, и ФАС даже разработала законопроект. Но он пока не принят и даже не внесен в Госдуму. В проекте предлагается не считать рекламой информацию на сайтах производителей и продавцов, а также в агрегаторах и поисковиках (если это не продвижение товара или услуги, а информирование).
То есть, сайт рекламой не признается, но если на сайте будет баннер про акцию на отдельный товар / услугу — его ФАС теоретически может признать рекламой.
При этом Волгоградское УФАС ссылается на этот проект в ответе (как на позицию ФАС) и пишет, что ФАС не считает рекламой информацию об акциях. Ответы Роскомнадзора на вопросы участников рынка интернет-рекламы можно почитать здесь.
«МСП часто использует кроссмаркетинг — партнеримся и сами рекламируем друг друга, так как нет денег на продвижение в Яндексе или других рекламных площадках. А теперь есть вероятность попасть с такой рекламой друг друга на большие штрафы», — говорит Ляля Садыкова, основательница сети салонов красоты «Лаки Лайк» и парикмахерских «Бигуди».
Юрист Наталья Горячая, основатель сервиса «Делаем бизнес вместе», считает, что да, такие штрафы возможны, если среди своих услуг выделяете одну на фоне других.
С 1 сентября 2023 года за отсутствие маркировки рекламы в Интернете начнут штрафовать.
Если использовать общие формулировки, то подлежит маркировке все, что:
- распространяется любым способом, в любой форме и с использованием любых средств;
- адресовано неопределенному кругу лиц;
- направлено на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
В частности и не исключая:
- рекламные объявления на сторонних площадках, контекстная, таргетированная, в поисковой выдаче и иные другие форматы рекламы, за которую вы платите;
- картинки, интеграции, встроенные блоки в онлайн-трансляции, всплывающие окна на сторонних сайтах и на собственном сайте, и на страницах в социальных сетях;
- ссылки, включая гиперссылки, QR-коды, ведущие на сторонние ресурсы, привлекающие пользователей на рекламируемый объект;
- нативная, бесплатная, бартерная реклама своих продуктов и чужих продуктов, где идет выделение одного или нескольких по сравнению с общим перечнем продуктов.
Партнерские интеграции (партнерские ссылки и т.п., которые часто используют телеграм-каналы), обмен постами, посевы отзывов, статьи в СМИ и блогах – все это реклама вне зависимости от того, за деньги или без них.
Что есть НЕ реклама:
- социальная реклама;
- размещаемые на своих сайтах и страницах социальных сетей сообщения о продуктах, услугах, работах при условии отсутствия выделения какой-то из них;
- рассылки по электронной почте, sms и push-уведомления по собственной базе клиентов;
- реклама в составе радиопередач, которая отображается в Интернете без изменений;
- реклама в составе телепередач, которая отображается в Интернете без изменений;
- упоминания на других сайтах и СМИ о вашем бизнесе в информационном ключе;
- упоминание вашего бренда где-то на стороне, которое сделано не по вашей инициативе, не по вашему заказу;
- аналитические материалы, информация, справочные материалы, которые не имеют в качестве основной цели продвижение вашего продукта на рынке;
- упоминания о продукте, органично интегрированные в произведения искусства, литературы, науки и не являющиеся сведениями рекламного характера;
- пресс-релизы по итогам событий, комментарии событий, изменения в законах и их влияние на деятельность субъектов предпринимательской деятельности.
Операторы рекламных данных приводят такой список того, что подвергается маркировке:
- статичные баннеры (при этом каждый вариант отображения должен быть промаркирован собственным токеном);
- видеореклама, вертикальное видео, видеобаннеры;
- карусель (показ нескольких слайдов с картинками в одном объявлении в социальных сетях);
- промопосты в соцсетях;
- тизеры.
Профессионалы рынка рекламы считают, что закон о маркировки рекламе сильно недоработан.
«В том числе, по моему мнению, недоработан и по причине отсутствия при его разработке специалистов именно из этой отрасли, — говорит Андрей Капитонов, владелец рекламного агентства «Капитан». — По Закону нужно маркировать рекламу и передавать данные о ней в ЕРИР — Единый реестр интернет-рекламы. В реестре хранят все данные о рекламе: кто ее распространяет, где ее размещают, сколько денег на это потрачено и так далее. На практике еще долго будет недопонимание какую именно и где рекламу нужно маркировать.
За распространение рекламы в интернете без идентификатора или с нарушением требований к его размещению начнут привлекать к административной ответственности с 1 сентября 2023 года.
Штрафы составят:
- для должностных лиц – от 100 тыс. до 200 тыс. руб.,
- для компаний – от 200 тыс. до 500 тыс. руб.
Введут и другие денежные санкции за нарушения в сфере интернет-рекламы (ст. 1 Закона от 24.06.2023 № 274-ФЗ).