В 2023 году в России начинает действовать маркировка пива и слабоалкогольных напитков. Производители обязаны наносить на продукцию код маркировки, а продавцы – сообщать о его выбытии в системе «Честный ЗНАК». Движение товаров между участниками оборота отражается в ЕГАИС, как и прежде. Также сохраняются акты списания и декларации. Правила маркировки пива и слабоалкогольных напитков утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.11.22 № 2173.
Какие товары попадают под обязательную маркировку
Подлежат маркировке:
- Пиво солодовое и напитки, изготавливаемые на основе пива (напитки пивные).
- Сидр и грушевый сидр.
- Прочие напитки сброженные игристые и неигристые с фактической концентрацией спирта не более 7 процентов, в том числе медовуха.
Наименование | Код по ОКПД2 | Код ТН ВЭД ЕАЭС |
Пиво крепостью от 0,5 до 8,6% включительно | 11.05.10.120 | 2203 00 |
Пиво крепостью свыше 8,6% | 11.05.10.130 | 2203 00 |
Напитки, изготавливаемые на основе пива | 11.05.10.160 | 2206 00 |
Сидр | 11.03.10.211 |
2206 00 310 0 2206 00 510 0 2206 00 810 0 |
Пуаре | 11.03.10.212 |
2206 00 310 0 2206 00 510 0 2206 00 810 0 |
Напитки слабоалкогольные брожения | 11.03.10.210 |
2206 00 390 1 2206 00 590 1 2206 00 890 1 |
Этапы маркировки
С 1 марта 2023 года все участники оборота пива могут зарегистрироваться в системе «Честный знак». Но дата начала обязательной маркировки будет зависеть от их роли на рынке, а также от того, что именно они продают. Точнее, в какой упаковке.
Производители и импортеры маркируют (наносят и передают в систему «Честный ЗНАК» сведения о нанесении кодов маркировки):
- с 1 апреля 2023 года – пиво и слабоалкогольные напитки в кегах;
- с 1 октября 2023 года – пиво и слабоалкогольные напитки в упаковках ПЭТ и стеклянной таре;
- с 15 января 2024 года – пиво и слабоалкогольные напитки в алюминиевых банках.
Розница передает через кассу сведения в систему «Честный ЗНАК» и налоговую о выбытии из оборота пива и слабоалкогольных напитков:
- с 15 января 2024 года – при продаже в розлив из кегов. Необходимо отправлять данные о постановке и снятии кега с разливного крана. В кассовом чеке указывается объем проданного из кега пива;
- с 1 июня 2024 года – при продаже в упаковках ПЭТ, стеклянных бутылках и алюминиевых банках. В чеке указывается код маркировки.
С некоторых пор нельзя будет ввезти в Россию пиво без маркировки из стран ЕАЭС. Сроки:
- немаркированное пиво в кегах запрещено ввозить с 01.04.2023,
- в стеклянной или полимерной потребительской таре – с 01.10.2023,
- в другой упаковке – с 15.01.2024.
Запрет на оборот распространяется на пиво и прочие подлежащие маркировке напитки, которые произведены позже указанных дат. Если продукция произведена раньше и не была промаркирована, то ее оборот сразу не запрещается.
Так, напиток без маркировки в кегах может находиться в обороте до 01.04.2024, а в потребительской упаковке – до 15.01.2025. После наступления указанных сроков на рынке не должно остаться немаркированного пива в соответствующей таре.
Состав кода маркировки
Код маркировки пивных напитков включает четыре группы данных:
- Код товара (GTIN). Идентификатор применения AI=«01», состоит из 14 цифр.
- Серийный номер. Идентификатор применения AI=«21», состоит из 7 символов (цифр, строчных и прописных букв латинского алфавита, а также специальных знаков). Завершается символом-разделителем FNC1 (ASCII 29). При самостоятельной генерации серийных номеров участник оборота должен добавить серийный номер, состоящий из 6 символов + код страны, который проставляется сервером эмиссии и указывается перед полученным серийным номером.
- Код проверки. Идентификатор применения AI — «93». Код проверки состоит из 4 символов (цифр, строчных и прописных букв латинского алфавита, а также специальных знаков).
- Объем. Идентификатор применения AI — «335Y» (допустимые значения AI: «3350», «3351», «3352», «3353», «3354», «3355», «3356»). Эта группа данных состоит из 6 цифр и передает объем продукции в литрах. Десятичная точка предполагается (но не указывается) после Y знаков для дробных значений. Указывать объем следует, только если одна и та же продукция с одинаковым кодом товара (GTIN) представлена в разном объеме и только при отправке отчетов о нанесении КМ.
Как подготовиться к маркировке
Если вы продавец и ещё не работаете с маркированными товарами:
- Внедрить электронный документооборот. Для этого получить электронную подпись (УКЭП) в Удостоверяющих центрах ФНС.
- Зарегистрироваться в системе «Честный знак» и создать личный кабинет.
- Убедиться, что онлайн-касса соответствует 54-ФЗ. Возможно, понадобится дополнительное ПО.
- Подключиться к сервису ЭДО, если ещё не сделали этого.
- Купить оборудование для считывания кодов и компьютер для обмена УПД с поставщиками, научить персонал всем этим пользоваться.
Как подготовиться к маркировке товаров розничным магазинам
Розничные магазины и предприятия общественного питания отвечают за вывод маркированного пива и слабоалкогольной продукции из оборота при продаже.
Для этого понадобятся:
- Онлайн-касса, которая умеет работать с маркированными товарами и поддерживает ФФД 1.2.
- Обновленное кассовое ПО, которое обеспечивает работу с маркированными пивом и слабоалкогольными напитками.
- Дополнительное соглашение с ОФД, которое позволит оператору передавать данные о выбытии маркированных товаров в систему маркировки.
- 2D-сканер для считывания кодов маркировки.
Штрафы
За нарушение правил маркировки предусмотрены крупные штрафы (п. 3 и п. 4 ст. 15.12 КоАП). Если производить пиво и не наносить на упаковку уникальные коды, организацию оштрафуют на сумму 200 000–300 000 ₽ с конфискацией всей партии. Но к ответственности могут привлечь и других участников оборота. Например, продажа, покупка с целью сбыта, перевозка, хранение немаркированного пива грозят организации штрафом 300 000–500 000 ₽ с конфискацией продукции.